08.12.2021года

 В ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж» проведен информационный урок для студентов совместно с представителями Центральной библиотеки для взрослых.

Информационный урок «Экстремизм в социальных сетях»

Пожалуй, сейчас очень сложно найти человека, не знакомого с термином «социальная сеть». Технически, социальная сеть является объединением группы людей на одной Интернет-платформе, позволяющей пользователю загружать свой контент и обмениваться им с другими пользователями. Возможности общения пользователей по публикации и обмену контентом отличают социальные сети от других Интернет-ресурсов.

 В последнее время, участники различных преступных сообществ организовывают распространение различных экстремистских материалов через социальные сети. Дело в том, что контролировать работу сети «Интернет» значительно сложнее, чем традиционные средства массовой информации, и, пользуясь этим, представители экстремистских групп проводят в сетях активную работу. Экстремистские организации используют любые коммуникационные возможности для устрашения общества, пропаганды экстремистских идей и привлечения новых сторонников. Как мы видим социальные сети могут выступать инструментом пропаганды экстремизма.

Молодёжь – одна из самых ярких возрастных категорий людей. Активные, деятельные молодые люди не хотят сидеть на месте, стремятся реализовать себя и доказать всему миру свою значимость. В этот период жизни люди быстро загораются новыми идеями, их легче всего куда-то затянуть. И всё это было бы прекрасно, если бы не вело к таким печальным последствиям, как вовлечение молодёжи в экстремистскую деятельность.

 

 

Как не попасть в сети экстремистов

(Слайд 2)  Экстремизм(от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

(Слайд 3) В Донецкой Народной Республике вопросы противодействия экстремизму и терроризму урегулированы законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму».

Базовой основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом). Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся или неуравновешенных людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.

Экстремизм – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность.

В среднем до 80 % участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

Российская социальная сеть «Вконтакте», по заявлениям ее пресс-службы, активно сотрудничает с органами внутренних дел в плане удаления экстремистских материалов, поиска пропавших без вести людей и прочим направлениям, но, несмотря на это, сеть изобилует группами, которыми ведется открытая пропаганда религиозного экстремизма и фундаментализма, группами, размещающими материалы, которые можно причислить к политическому экстремизму, например, выступающими за нарушение территориальной целостности. Однако данные группы остаются без внимания и если группу, выступающую, к примеру, за выход Сибири из состава РФ, теоретически можно закрыть по предписанию прокуратуры, то с группами, ведущими пропаганду религиозного экстремизма, дело обстоит сложнее. Несмотря на достаточно широкое определение понятия экстремизма в законодательстве, публикуемые материалы не признаются экстремистскими в ходе экспертиз, либо о них не известно своевременно внутренним органам.

Зарубежные социальные сети находятся вне поля российского законодательства, потому фактически они являются открытой площадкой для публикации материалов экстремистской направленности. Однако следует отметить, что и российская аудитория этих сетей гораздо меньше аудитории у российских социальных сетей и пропаганда в них не особо эффективна в отношении наших сограждан.

Пропаганда экстремизма в социальных сетях, помимо особенностей, изложенных выше, имеет свою специфику. Ввиду того, что в социальных сетях часто указывается личная информация, возможно целенаправленное распространение материалов, реклама групп, например, для определенной возрастной группы пользователей для оказания максимального на них влияния. Для религиозного экстремизма в качестве примера можно рассмотреть возрастной состав любой группы, пропагандирующей религиозный фундаментализм. Средний возраст подписчиков невысок, более половины составляет молодежь до 18 лет, что и представляет благодатную почву для продвижения идей религиозного экстремизма из-за внушаемости данной группы лиц.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодых людей  стал Интернет.

Блуждая по Интернет-сети в поисках новых контактов или новых впечатлений, можно попасть в поле зрения профессиональных преступных сообществ, радикальных экстремистских и террористических группировок, тоталитарных сект, использующих социальные сети для поиска и вербовки новых последователей.

Вот, например, как выглядит схема вербовки молодежи, которую используют в террористической группировке ИГИЛ, запрещенной в России.

Специально обученные люди анализируют тысячи аккаунтов в социальных сетях, выбирая из них те, которые принадлежат молодым людям  с проблемами в самореализации, умении общаться, взаимодействии с обществом. Такие ребята уходят в социальные сети, пытаясь в этой среде компенсировать нехватку общения, дружбы, внимания, участия и человеческой теплоты.

Находясь в состоянии активного поиска, анонсируя в своем статусе наличие личных проблем, эти юноши и девушки часто сами натыкаются на вербовщика, который вводит молодого человека в свой круг общения, со временем формирует у нового знакомого устойчивый интерес к изучению исламской культуры, исламских традиций. Объект вербовки втягивается в изучение новой для него культуры в игровом режиме: он не замечает, как погружается в виртуальный мир-халифат, в котором постепенно и незаметно подлинные ценности мусульманской культуры подменяются более примитивными пропагандистскими идеологическими установками.

Через определенное время исламистская идеология вытесняет в сознании ученика все остальные сферы интересов и увлечений. Происходит все большая изоляция от сверстников и семьи и обостряется потребность в общении. В итоге – с подачи своего наставника – ученик сам начинает искать новые знакомства. И тогда мотиватор сводит его с новым членом группы вербовщиков – коммуникатором, роль которого состоит в том, чтобы закрепить связи новичка с исламистскими организациями.

Общение с узким кругом псевдобогословов всегда ведется в дистанционной форме – через социальные сети, это еще больше отделяет молодого человека от окружающего мира и от объективной реальности. Вырваться из этой ловушки самостоятельно он уже не может – его очень плотно ведут.

В этих условиях в определенный момент коммуникатор сообщает подопечному, что им заинтересовался «сам шейх», являющийся «крупнейшим богословом и авторитетом в вопросах религии». Коммуникатор передает подопечному слова шейха о том, что он «избранный». Юноша решает, что это – его шанс, заявляет о готовности встретиться с шейхом.

И вот тут-то и возникает неожиданный момент: оказывается, что для этого необходимо отправиться в другое государство. И поездку надо организовать с соблюдением всех условий конспирации: втайне от родителей, родственников и друзей, поскольку все эти люди могут помешать молодому человеку «сделать быструю карьеру».

Для молодого человека в деталях разрабатывается маршрут, готовятся необходимые документы, его снабжают минимальной суммой денег.

В итоге однажды он просто исчезает: его нет по месту учебы или работы, он не вернулся домой, не отвечает на звонки и письма в соцсетях. Родители начинают бить тревогу, объявляют ребенка в розыск. Но к тому времени юноша уже успевает покинуть границы страны.

Если молодой человек все же добирается до шейха и удостаивается приема, то на встречу с ним, как правило, приходит не богослов, а вербовщик, который и делает молодому человеку классическое вербовочное предложение. Теоретически он может отказаться, но в реальности такой возможности у него нет: один в чужой стране, без средств, он постоянно находится под контролем, и обратно его не выпустят. В этот момент у многих возникает прозрение: они понимают, в какую историю попали. Но сделать при этом вновь испеченный агент ИГИЛ ничего не может: из лагеря террористов не убежишь.

(Слайд 4)Для того чтобы не попасться на уловки вербовщиков, стоит быть избирательным в общении с незнакомыми людьми, особенно онлайн, и соблюдать правила:

  1. Будьте внимательны, когда к вам «стучится» новый знакомый. Не принимайте в друзья всех подряд. Выясняйте, кто он и откуда вы можете быть знакомы. (Слайд 5)
  2. Если вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него. (Слайд 6)
  3. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего Вам это нужно?». (Слайд 7)
  4. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая официальными сводками. (Слайд 8)
  5. Не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице и предлагающими посетить собрание религиозной организации.
  6. Если вам предложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите и вежливо откажитесь. (Слайд 9)
  7. Помните, что цель миссионеров-проповедников — убедить вас принять их учение. Ваша цель — разобраться и не попасть в сети деструктивной религиозной организации.    (Слайд 10)
  8. Если вам предлагают заняться экстремистской деятельностью —  не соглашайтесь, никакие доводы и уговоры не должны зародить в вас сомнения.
  9. Если возникли угрозы, то следует рассказать об этом близким людям и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. (Слайд 11)

Необходимо также отметить, что и мы, граждане, согласно законодательству ДНР, несем уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Как говорится: незнание законов не освобождает от ответственности. Таким образом, необходимо быть внимательным к содержанию информацию, которую выкладываем в социальных сетях

Сейчас вашему вниманию будет представлен ролик какие материалы не стоит публиковать в социальных сетях.

Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, не смогут сдвинуть вас с пути, по которому идете для достижения намеченных планов.

Источники:

  1. https://minjust-dnr.ru/blog/2019/04/05/kak-ne-popast-pod-vliyanie-ekstremistskih-grupp-v-seti-internet/
  2. multiurok.ru/files/pamiatka-ekstriemizm-v-nashiem-mirie.html
    psy.su/feed/5237/
  3. www.molodezh79.ru/novosti/item/4676-kak-ne-popastiy-v-lapiy-terrorista-i-yekstremista
  4. https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Nm4Mh6lT95U
  5. http://podrostok.68edu.ru/?p=5084