Воспитательный час 18.04 2020 года

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитательного мероприятия

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Методическая разработка воспитательного мероприятия  по дисциплинe на тему «Юридическая ответственность и профилактика правонарушений среди студенческой молодёжи» — Донецк: ГПОУ «ДОНПЭК», 2020.-  28 с.

Для всех специальностей.

 

Составитель: Филатова Ирина Юрьевна, преподаватель квалификационной категории «специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»

 

Цель методической разработки – показать результативность использования инновационных технологий при проведении открытых  занятий и  мероприятий правовой направленности.

В работе представлен обширный теоретический материал, направленный на формирование навыков правового и психологического воздействия на противоправное поведение, что достигается посредством ознакомления с понятием и особенностями правонарушений в молодёжной среде, изучения его правовых аспектов, причин, следствий, предупреждения.

         Слуховое восприятие материала усиливается средствами визуализации.

 

 

Для преподавателей профессиональных образовательных учреждений

 

        Рецензенты: Лох Константин Владимирович, к.п.н., доцент, препода-ватель кафедры психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет»

                        

Любичева Наталья Николаевна, заведующая учебно-методическим кабинетом ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»

 

 

 

Рассмотрено и утверджено

на заседании цикловой

комиссии гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Протокол №     от     .    .2020 г.

Председатель ______ Ю.Ф.Александрова

 

                                                        

СОДЕРЖАНИЕ                                                   стр

Пояснительная записка

План занятия

Структура занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

2 Ознакомление студентов с темой и целью занятия

3. Мотивация обучения

4. Актуализация опорных знаний (опрос)

5. Комментарий ответов студентов

6. Изложение лекционного материала

    6.1 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества

    6.2 Аддиктивные формы отклоняющего поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания)

    6.3 Юридическая ответственность за преступления, совершённые в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Вме-няемость как юридическая категория.

   6.4 Cпособы предотвращения  противоправного поведения.

7. Закрепление материала                                                           

8. Подведение итогов занятия

9. Домашнее задание

Литература

Приложения

 

4

5

8

9

9

9

9

10

11

11

 

12

15

 

17

 

 

22

25

25

25

26

28

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение  от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центре  внимания  социологов,  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.

      Система профилактики должна строиться на концепции, предусматривающую социальную и психологическую адаптацию к реалиям жизни. Это должно включать юридический и психологический анализ групп риска, склонности к противоправному поведению, определяющий необходимость образовательных профориентационных, социальных, дисциплинарно–организационных усилий по отношению к молодежи.

Поэтому подготовка высококвалифицированных и  компетентных  специалистов  среднего звена невозможна без обучения принципам анализа профилактики противоправного поведения.

         Мероприятия правовой направленности позволяют решать многие из этих проблем, дают возможность познакомиться с особенностями юридической ответственности за отклонение от установленных норм поведения в обществе, приобрести навыки работы с нормативно-правовой базой.

         Данная методическая разработка в первую очередь рассчитана на преподавателей социальных дисциплин, но также может быть использована при проведении внеаудиторных воспитательных мероприятий правовой направленности.

         Цель методической разработки – показать результативность исполь-зования инновационных технологий при проведении открытых занятий в форме круглого стола и мероприятий правовой направленности.

В методической разработке детально расписаны все структурные моменты занятия, указано какие используются методические приемы и средства визуализации.

         Теоретический материал сопровождается практическими примерами.

         Практическая ценность методической разработки определяется в первую очередь ее содержанием.

П Л А Н   З А Н Я Т И Я

 

Группы:                                                   Дата:   _ ___ 2020 г.

Специальность: все специальности

Тема занятия: Юридическая ответственность и профилактика правонарушений среди студенческой молодежи

Цели занятия:

Методическая:

-показать целесообразность применения интерактивных методов обучения на занятиях по изучению социальных и правовых дисциплин;

— усовершенствовать проблемно-поисковый метод обучения.

Учебная:

— ввести студентов в систему социальных и правовых норм, регулирующих противоправное поведение и механизмы его формирования;

— раскрыть психологические причины противоправное поведения, определить факторы риска и раскрыть механизмы формирования противоправного поведения студенческой молодёжи,

— научить студентов свободно и грамотно оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового  регулирования проявлений девиантности;

— выработать у студентов навыки анализа, систематизации и обобщения норм законодательства, научной социальной и практической литературы, материалов судебной практики;

— научить студентов использовать теоретические знания в процессе их будущей профессиональной и трудовой деятельности.

       — обобщить, систематизировать и углубить знания по социальной психологи;  

       — сформировать умение связывать положения уголовного, админи-стративного, гражданского  законодательства с решением проблемных воп-росов проявлений противоправного поведения среди молодёжи;

— усовершенствовать умение пользоваться социальными нормами и нормами законодательства;

—  рассмотреть целенаправленность и эффективность профилактических и реабилитационных программ;

—  научить применять полученные теоретические знания на практике.

Воспитательная:

— воспитывать потребность в усвоении ценностей человеческого взаимо-действия;

— формировать самостоятельную мировоззренческую позицию относительно профессиональной деятельности и умение ее грамотно отстаивать;

— развивать умение образно и эмоционально передавать свое восприятие ценностей, связанных с  процессами общения;

— развивать интерес к овладению знаниями и углубление через уточнение и понимание правовых и социальных норм;

—  воспитывать толерантность и заинтересованность;

—  развивать навыки обобщения и систематизации изученного материала.

Вид занятия: лекция в форме круглого стола

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, подача нового материала.

Формы и методы изложения темы: эвристическая и репродуктивная беседа; проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный методы, методы стимулирования обязанностей и ответственности у студентов;  тестирование, учебная дискуссия.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: ОП.01. Теория и методика социальной работы,. Возрастная психология и педагогика, семьеведение;

Обеспечиваемые: Технология социальной работы с семьёй и детьми.

Методическое обеспечение: рабочие программы по дисциплине, методи-ческая разработка открытого занятия, план проведения занятия, раздаточный дидактический материал (тестовые задания, практические ситуации).

     Литература:

 1.Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 32 10.12.1948 года // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010.

2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 16.12.1966 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010

  1. Конституция ДНР. — Режим доступа [http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/]
  2. Семейный Кодекс Украины.-Х.:ООО «Одиссей», 2014.
  3. 5. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г./ Официальный вестник Украины. -2003. -№11.
  4. 6. Гражданско-процессуальный кодекс Украины от 18 марта 2004г./ Официальный вестник -2004.-№16.
  5. Кодекс Украины об административных правонарушениях. — Х.: «Одиссей», 2003.
  6. Уголовный кодекс ДНР. Постановление Президиума Совета Министров ДНР от 17 августа 2014г. http://dnr-online.ru
  7. Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правона-рушений несовершеннолетних» (Постановление №I-166П-НС).
  8. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период». Источник: —http://dnr-online. ru/ zakony-2/ 
  9. Постановление Совета Министров ДНР №7-12 от 31.05.2016 г. О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «0 временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об админи-стративных правонарушениях». Источник: —http://dnr-online.ru/zakony-2/

       12.Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. — М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. — 464 с.

       13.Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы [Текст]: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. — М.: КНОРУС, 2011. — 216 с. ISBN978-5-406-00232-2

  1. Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Ди­вицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с..

          15.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 280с.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

  1. Организационный момент

2.Ознакомление студентов с темой и целью занятия

3.Мотивация обучения

4.Актуализация опорных знаний  (тестовый опрос)

  1. Комментарий ответов студентов
  2. Изложение нового материала

    6.1 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества

    6.2 Аддиктивные формы отклоняющего поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания)

    6.3 Юридическая ответственность за преступления, совершённые в сос-тоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Вме-няемость как юридическая категория.

   6.4 Cпособы предотвращения  и коррекции противоправного поведения.

  1. Закрепление материала
  2. Подведение итогов занятия
  3. Домашнее задание

 

 

Время — 80 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (На доске написана тема и план занятия).

Приветствие преподавателя. Проверка присутствующих на занятии студентов по списку. Объявление формы проведения занятия.

         2  Ознакомление студентов с темой и целью занятия

         Преподаватель: сегодня мы с вами продолжим ознакомится с материалом темы: «Юридическая ответственность и профилактика правонарушений среди студенческой молодежи».

Перед нами стоят следующие цели:

— исследовать психологические причины противоправного поведения;

— определить мотивационные и личностные факторы, способствующие формированию противоправного поведения;

— изучить механизмы формирования противоправного поведения для повышения целенаправленности и эффективности профилактических и реабилитационных программ;

  — изучить теоретические источники по проблеме формирования противоправного поведения студенческой молодёжи;

— разработать мероприятия по коррекции противоправного поведения.

— установить особенности правового статуса лица (несовершеннолетних) через призму основных прав человека и гражданина;

 — охарактеризовать обязанности человека и гражданина (несовершен-нолетних) и особенности привлечения к юридической ответственности в результате противоправного поведения; 

 — проанализировать нормативную базу РФ, ДНР относительно закреп-ления правового статуса лица (несовершеннолетних) и компетенции соот-ветствующих органов по его обеспечению. 

         3  Мотивация обучения

Потребность в познании — одна из главных человеческих потребностей, на основе которой происходит освоение индивидом многовекового человеческого опыта. В разные периоды жизни человека меняются объекты его интереса, формы и способы приобретения знаний, однако потребность в познании как внутренне присущее человеку свойство, с годами не только не притупляется, но и получает свое дальнейшее развитие. Структура мотивов студента, сформированная в обучении, становится стержнем личности будущего специалиста. Таким образом, развитие позитивных учебных мотивов — неотъемлемая составная часть воспитания личности студента.

Мы с вами в этом семестре работаем над получением высокой степени профессионализма в выбранном вами виде деятельности, не только отшлифовываем профессиональные навыки по специальным дисциплинам, но и повышаем уровень юридической подготовки, совершенствуем мыслительно-речевую деятельность, стремимся к совершенству в учебной деятельности, учимся достигать успехов благодаря овладению профес-сиональными навыками эффективного применения правовых норм.

Специальность «Социальная работа» относится к группе «Социология и социальная работа», является гуманитарной. Учитывая это, можете изучать целый интегрированный курс гуманитарных дисциплин, которые позволяют вам развить навыки для будущей профессиональной деятельности, достичь совершенства в составлении и оформлении правовых документов, организации социальной работы. Вы изучите «Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами», «Возрастную психологию и педагогику, семьеведение». Сейчас, параллельно с данной дисциплиной вы изучаете «Социальный патронат различных типов семей и детей», где молодёжь, несовершеннолетние являются одной из групп риска. Поэтому мы имеем возможность в очередной раз совместить знания по этим дисциплинам для достижения главной цели — формирование профессиональной компетентности будущого социального работника, получение высокого уровня владения правовыми нормами.

        Актуальность данной темы подтверждается и тем, что изучение социальных и правовых норм также имеет принципиальное значение в нашей жизни. И одной из задач нашего занятия является ознакомление с понятием и признаками противоправного поведения, а также определение своих знаний в части регулирования последствий противоправного поведения.

     4 Актуализация опорных знаний

    Преподаватель: Дайте определение моральной норме.

    Прогнозируемый ответ студентов:Мораль — система исторически определённых взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определённому классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определённого класса либо социальной группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

     Преподаватель:Дайте определение правовой норме.

      Прогнозируемый ответ студентов: Правовая норма- это формально определённое, общеобязательное правило поведения, которое принимается государством для регултрования конкретного вида общественных отношений

    Преподаватель: Возможно ли развитие правовой напраленности общества вне взаимодействия с моральными нормами?

    Прогнозируемый ответ студентов:Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения — свидетельство повышения моральной ценности права.

     Преподаватель:Укажите общие черты права и морали.

     Прогнозируемый ответ студентов :

Право и мораль:

— и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

— имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

— им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

— они состоят из общих правил поведения, выражающие определённую волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

— имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

— представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

    5  Комментарии ответов студентов

Преподаватель по ходу опроса комментирует ответы,  исправляет, дополняет их в случае необходимости.

Если у кого-то из студентов возникают затруднения, приглашает присоединиться к ответу другого студента.

      6 Изложение  лекционного материала (эвристическая и репродук-тивная беседа, дискуссия, метод ретроспекции, наглядный метод) Преподаватель в ходе изложения материала выводит на мультимедийный экран нужные слайды презентации с определениями (Приложение № 3).

ПЛАН:

1 Основные причины и факторы девиантного поведения в молодёжной, студенческой среде современного общества

2 Аддиктивные формы отклоняющего поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания)

3 Юридическая ответственность за преступления, совершённые в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Вменяемость как юридическая категория.

  • Cпособы предотвращения и коррекции противоправного поведения.

 

1 Основные причины и факторы девиантного поведения в молодёжной, студенческой среде современного общества

Преподаватель:

     Разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения существовали с того далёкого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Специфика студенчества как особой социально-демографической группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, в частности учебного заведения. Первый уровень включает в себя общие девиации: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д.  Характерные для социума в целом, они наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы. 

Второй уровень  девиантности студенчества включает в себя отклонения от формальных норм, принятых в учебном заведении: нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д. Эти отклонения связаны с учебным процессом и характерны только для студенчества, в связи, с чем их можно охарактеризовать как специфические девиации. В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получения высшего образования.

Между тем, даже незначительные отклонения от норм, принятых  в учебном заведении, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.

В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.

         Девиантное поведение, понимаемое как отклонение  от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центре  внимания  социологов,  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.

       Одна  из  основных  причин,  вызвавших  массовое   распространение   в молодежной среде курения, употребления алкоголя и  наркотических  средств  — это происходящие перемены в  стране. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие  уголовной  ответственности  за  употребление наркотических ве-ществ, отсутствие  системы  мер  в   борьбе   с   вредными привычками, как факторами риска.

Социальный и правовой аспект девиантности основан на важности выявления первопричин  девиантного поведения среди молодёжи, студентов.

Система профилактики должна строиться на концепции, предусматривающую социальную и психологическую адаптацию к реалиям жизни. Это должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к девиантному поведению, определяющий необходимость образовательных профориентационных, социальных, дисциплинарно–организационных, правовых  усилий по отношению к данной «группе риска».

Тка, девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

        Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

      — агрессия,

      — аутоагрессия (суицидальное поведение),

     — злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.),

     —  нарушения пищевого поведения (переедание, голодание),

     — аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии), сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный),

   — коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конфор-мизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.),

В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.

В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных  ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением.

2  Аддиктивные формы отклоняющего поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания)

Преподаватель :

В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [19]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.
Общеизвестно, что особую опасность для молодых людей в студенческой среде представляют наркотики и алкогольные напитки.

      Девиантное поведение подразделяется на две группы [19]:

  1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
  2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человечес-кого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии — пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

          Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
           Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, и развитию целого «букета» соматических и
психических заболеваний. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская
зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятель-ствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

     Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность
наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Вот почему эта проблема актуально именно для студенчества.
               Работа с аудиторией:

Назовите основные мотивы наркомании и токсикомании:

Предполагаемые ответы студентов:

  1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
    2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определен-ной группой;
    3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
    4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
    5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
    6. Достижение чувства полного расслабления;
    7. Уход от чего-то гнетущего.

             Преподаватель:

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, окружение. Появление хотя бы одного наркомана в студенческой аудитории, общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

          Токсикомания– заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
            Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм.
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство– это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде.

Преподаватель:

  Касательно сегодняшнего занятия интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.

 Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных  групп «риска». Это, прежде всего:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

    3.Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

 

3 Юридическая ответственность за преступления, совершённые в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Вменяемость как юридическая категория.

Возможно, каждый из нас сможет привести примеры совершения преступлений в состоянии опьянения.  По законам Греции преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, наказывался строже. В Риме неуклонно соблюдали закон, при котором молодые люди до 30 лет не употребляли алкоголь. Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах говорил: «Остерегайтесь лжи и пьянства — в этих пороках душа и тело погибают». 

Самым страшным результатом пьяного безумия стал рост генетического груза, который уже проявляется в разрушении физического и психического здоровья детей. Количество психически больных детей возрастает в соответствии с увеличением выпитого алкоголя. Причиной является то, что начиная с 90-х годов прошлого столетия, резко вырос процент пьющих женщин. 

Работа с аудиторией:

Преподаватель: Назовите последствия влияния алкоголя на будущее поколение.

Предполагаемые ответы студентов:

Студент 1: Дети в семье алкоголика не всегда становятся пьяницами, но именно в таких семьях это происходит чаще. Играет роль как непосредственное влияние алкоголя на плод и на новорожденного, так и влияние воспитания и плохого родительского примера, недостаточность питания и плохие условия жизни детей.

Студент 2. Клинические наблюдения убеждают, что у алкоголиков нередко рождаются слабые дети с задержкой умственного развития. Во Франции, например, таких ослабленных детей, рожденных от родителей-пьяниц, называют «детьми воскресенья» или «детьми веселого ужина». Было установлено, что ориентировочная дата зачатия большинства болезненных детей совпадает с праздничными днями. 

Преподаватель:

Любая ответственность наступает в результате нарушения определен-ных общественных норм — моральных, общественно-организационных, юридических. Отсюда возникают виды ответственности:

1) моральная (за нарушение моральных норм поведения); 

2) общественная (за нарушение правил, устанавливаемых общественными организациями); 

3) юридическая (за нарушение юридических норм). 

      Каждый вид ответственности имеет принудительный характер. Таким образом, юридическая ответственность — это юридическая обязанность нарушителя юридических  норм дать отчет о  нарушении общественного поведения и принять соответствующие меры государственного принуждения и общественного осуждения.

Юридическая ответственность как юридическая обязанность основывается на Конституции государства, на конституционных требованиях соблюдения законов и правил общественной  жизни. Следует различать основания привлечения к юридической ответственности и основания наступления юридической ответственности. Основания привлечения к юридической ответственности — это сущность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможность.

Фактическим основанием привлечения к юридической ответственности является состав правонарушения. Правонарушение не приводит автоматически к наступ-лению ответственности, а служит лишь основанием для привлечения к ней. Основания наступления юридической ответственности — это совокуп-ность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной. Основаниями наступления юридической ответственности явля-ются такие обстоятельства:

1) факт совершения социально — опасного поведения (правонарушения) — фактическое основание;

2) наличие нормы права, которая запрещает такое поведение и устанавливает соответствующие санкции (с ее помощью происходит определение состава правонарушения) – нормативное основание. 

Например, в диспозициях многих статей Уголовного Кодекса РФ, ДНР (далее УК) [9,10] факт совершения  преступления организованной группой расценивается как квалифицирующий признак, который существенно отягощает ответственность за совершенное; 

3) отсутствие оснований для освобождения от ответственности. 

Возможность освобождения от ответственности зафиксирована нормами права (например, передача несовершеннолетнего под надзор родителей). В законах могут содержаться указания об обстоятельствах, которые исключают ответственность (состояние крайней необходимости, необходимой обороны или пребывания в состоянии невменяемости) 

4) наличие правоприменительного акта — решения компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность,  определяется ее вид и способ (приказ администрации, приговор суда и др.) — процессуальное основание. Наступление юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, происходит в результате ее (ответственности) возложения уполномоченными на то должностными лицами  государственных органов.

Юридической ответственности присуща четкая нормативная регламентациями осуществления, которая устанавливается нормами процессуального права. Отсутствие в отдельных случаях процессуальной регламентации, механизма возложения ответственности усложняет рассмотрения обстоятельств дела, состава правонарушения, обеспечения прав всех участников процесса.

Цель юридической ответственности — проявление ее социальной необходимости и эффективности. 

Функции юридической ответственности — главные направления юридического воздействия как на правонарушителя, так и на других лиц, в целях защиты правопорядка и воспитания субъектов права, совершивших или тех, которые могут совершить правонарушение. 

Различают следующие виды функций юридической ответственности: превентивную (предупредительную); 

  • воспитательную;
  • репрессивную (карательную); 
  • компенсационную (возобновляемую);
  • сигнализационную(информационную).

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности в зависимости от отрасли права (по отраслевому признакам):

  1. Уголовная ответственность; 
  2. Административная ответственность:
  3. Гражданско-правовая ответственность;
  4. Дисциплинарная ответственность; 

5.Материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный предприятию, организации, учреждению. 

Рассмотрим влияние факторов на уровень уголовной ответственности лица. По мнению некоторых ученых, «схема психологического анализа влияния на уголовную ответственность психических расстройств в рамках вменяемости пригодна и для оценки значения состояния опьянения в момент деяния, запрещенного уголовным законом». Однако, влияние опьянения на состояние психической деятельности лица, осуществляющего общественно опасное деяние, не поддается специальному исследованию со стороны правоохранительных органов. Более того, состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения не только презюмируют полную вменяемость, но и обычно рассматривается обвиняемым в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. 

 В уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств имеет место несколько иной подход к оценке влияния состояния опьянения при совершении преступления на уголовную ответственность субъек-та. Например, уголовное право ФРГ исходит из понятия так называемого умышленного опьянения: если субъект должен был считаться с воз-можностью совершения преступления, находясь в состоянии опьянения, и, несмотря на это, привел себя в такое положение, то возможность смягчения наказания на него не распространяется. В противном случае к право-нарушителю может быть применена норма, регламентирующая основания уменьшенной вменяемости.

Уголовное законодательство Австрии также предусматривает смягчение наказания преступнику, совершившему деяние в состоянии опьянения, причем в зависимости от возможности его предуголовного поведения. Так, § 35 УК Австрии устанавливает, что преступнику может быть смягчено наказание, если он находился в состоянии опьянения, не исключающее вменяемости, и если обусловленное этим состоянием снижение порога вменяемости не требует упрека, что касается употребления опьяняющих средств .

К опьянению полному нужно отнести не только наступления полной бессознательности и сна, но и ту стадию, когда пьяный теряет способность распознавать зависимость и причинную связь явлений, когда под влиянием ненормального состояния органов чувств, сфера его представлений получает субъективную окраску и разум теряет способность управлять действиями. Такое психическое состояние несомненно устраняет вменяе-мость. Опьянение неполное будет занимать все предыдущие, первичные стадии; причем вменяемость несомненно существует, и возбужденное состояние обвиняемого может быть только в зависимости от обстоятельств, влиять на выбор меры ответственности.  Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [14], Закону ДНР «О психиатрической помощи» [15] недобровольная госпитализация показана только при имеющихся признаках алкогольного психоза или в некоторых случаях при выраженных нарушениях памяти и интеллекта. Никаких специальных лекарственных средств, подавляющих влечение к алкоголю, как известно, пока не существует. 

С целью преодоления пьянства и алкоголизма установлена ​​ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах и ​​появление в общественных местах в пьяном виде; за распитие спиртных напитков на производстве; за вовлечение несовершеннолетних в пьянство; за нарушение правил торговли спиртными напитками, за изготовление, хранение и приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки; за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Ответственность предусмотрена за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков на разлив дозволено, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность в форме наложения административного взыскания в виде предупреждения или штрафа. Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа. Эта норма закреплена также в ст.ст.20.20;20.21 КоАП [8] и предусматривает по сути два правонарушения: распитие спиртных напитков в общественных местах и ​​появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность. Поэтому административная ответственность может наступать за каждое совершенное из названных действий отдельно или два одновре-менно. Ответственность согласно ст. 20.20 КоАП [8]наступает за распитие любых спиртных напитков.

4 Cпособы предотвращения  и коррекции противоправного поведения.

С целью реализации социального контроля за поведением различных субъектов предлагается ряд способов предотвращения  и коррекции противоправного поведения.

   Как было показано выше, определяющая роль в коррекции противоправного поведения принадлежит социальному контролю, в структуре которого выделяют три компонента [28]:

  1. Человека, совершающего определенные поступки;
  2. Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;
  3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.

           Соответственно этому разделению целесообразно использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения в молодёжной (студенческой)  среде.

  1. Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации молодых людей и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации молодых людей, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин  возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации субъектов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.
  2. Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в учебных заведениях.

 Таким образом, социальный контроль следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студенческой молодёжи и повышение ответственности администрации.

Диагностические и профилактические мероприятия осуществляются различными ведомствами и учреждениями, имеют разные функции, различные степени вмешательства и эффективности. Высокую эффективность в предотвращении социально значимых заболеваний, представляющих угрозу населению государства, к которым относятся наркомании, алкоголизм, игромании, а также туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, гепатит В, С, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) – которые широко распространены среди больных наркоманией, можно обеспечить только при согласованном взаимодействии всех профилактических уровней. Всесторонняя антитабачная, антиалкогольная и антинаркотическая профилактика и диагностика случаев употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) среди подростков и молодежи возможна на трех взаимодействующих между собой уровнях: образовательном, семейном и медицинском.

Содержательная сторона мер профилактического воздействия имеет отличия в зависимости от уровня, на котором может оказываться  превентивная и диагностическая помощь.

   В настоящее время используются различные концептуальные подходы к психопрофилактической работе девиантного поведения личности (группы). При ближайшем рассмотрении концепции профилактической работы могут быть разделены на три направления в соответствии с тремя ведущими целями: 1) устранение факторов риска; 2) развитие личностных ресурсов;

3) создание поддерживающей среды.

   Первый подход, ориентированный на устранение факторов риска девиантного поведения, чаще всего реализуется на практике. В этом случае перед специалистами стоит задача раннего выявления и устранения неблагоприятных факторов, повышающих вероятность поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.

  Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или творческого коллектива, на наш взгляд, является самым перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.

  Обобщая имеющиеся данные, можно сформулировать общую цель психопрофилактической работы как устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Данная цель может быть реализована посредством решения комплекса взаимосвязанных задач.

Задачи психопрофилактики девиантного поведения:

1) формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;2) формирование ценности здорового образа жизни;

3) развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;

4) повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;

5) включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;

6) развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладания со стрессом.

    Главной мишенью психопрофилактического воздействия признается подростковый возраст — как период наиболее интенсивной социализации, сопровождаемый высоким риском конфликтов и девиантных реакций. Поскольку принцип комплексности требует проведения профилактической работы одновременно на различных уровнях социального взаимодействия личности, то мишенью психопрофилактического воздействия не могут быть только дети или подростки.

      В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с  подростками должны рассматриваться:

  • подростковые коллективы;
  • педагоги и специалисты образовательных учреждений;
  • педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
  • волонтеры из числа подростков и молодых людей;
  • социальные работники; организаторы молодежных объединений;
  • чиновники и законодатели.

   Профилактические программы, ориентированные на детско-подростковую и молодежную среду, прежде всего, должны учитывать специфические особенности возраста, в том числе высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности.

7 Закрепление материала (фронтальный опрос)

Преподаватель:

1 Каковы социально-психологические факторы, способствующие формированию девиантного поведения?

         Прогнозируемые ответы студентов:

К социально-психологическим факторам, способствующим формированию девиантного поведения молодёжи относятся:

  • различные факторы неблагополучия семьи (неполные семьи, пьющие родители, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи);
  • экономическое расслоение общества, безработица, «беспер-спективность», потеря престижности многих профессий;
  • снижение мотивации к обучению, невозможность или нежелание получить хорошее образование и профессию;
  • доступность в приобретении наркотических веществ, широкое информационное поле, в т.ч. и через СМИ;
  • нарушение конструктивного взаимодействия, эмоциональных связей с педагогами, сверстниками, неумение разрешать возникающие проблемы.

      8 Подведение итогов занятия

Преподаватель :

         В завершение нашей с вами совместной работы я хочу сказать, что сегодня мы определили очень важные для дальнейшей профессиональной деятельности критерии противоправного поведения и его социально-правовых последствий. Как будущим специалистам эта информация будет весьма полезна, т.к. мелочей в профессиональной деятельности не бывает, а особенно в профессии, которая призвана предоставлять услуги людям и помогать им. Спасибо вам за работу на занятии, за активное участие в обсуждении проблемних вопросов. За все виды работ на занятии  студентам выставляются оценки.

         9 Домашнее задание 

9.1 Законспектировать материал, ссылаясь на законодательство ДНР об ответственности лиц, совершивших преступление как результат противоправного поведения.

 9.2  Подготовить собственные рекомендации относительно разрешения спорных вопросов по регулированию оказания социальной помощи различным категориям клиентов.

Преподаватель__________________ И.Ю.Филатова

 

Нормативно-правовые акты и основные источники:

1.Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 32 10.12.1948 года // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010.

2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 16.12.1966 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010

  1. Конституция ДНР. — Режим доступа [http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/]
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям. – М.: АБАК, 2011.– 592 с.
  3. Семейный Кодекс Украины.-Х.:ООО «Одиссей», 2014.
  4. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г./ Официальный вестник Украины. -2003. -№11.
  5. Гражданско-процессуальный кодекс Украины от 18 марта 2004г./ Официальный вестник -2004.-№16.
  6. Кодекс Украины об административных правонарушениях. — Х.: «Одиссей», 2003.
  7. Уголовный кодекс ДНР. Постановление Президиума Совета Министров ДНР от 17 августа 2014г. http://dnr-online.ru

        10.Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25.

  1. Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правона-рушений несовершеннолетних» (Постановление №I-166П-НС).
  2. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период». Источник: —http://dnr-online.ru/zakony-2/ 
  3. Закон ДНР«О системе профилактики безнадзорности и правона-рушений несовершеннолетних» (Постановление №I-166П-НС). Источник: —http://dnr-online.ru/zakony-2/

        14.Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

15.Закону ДНР «О психиатрической помощи» (принят Постановлением Народного Совета № 86-IHC от 09.10.2015).

  1. Постановление Совета Министров ДНР №7-12 от 31.05.2016 г. О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «0 временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об админи-стративных правонарушениях». Источник: —http://dnr-online.ru/zakony-2/
  2. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст]: Учеб.пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 120 с. — (Высшее образование) ISBN978-5-16-003015-9

       18.Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. — М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. — 464 с.

       19.Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы [Текст]: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. — М.: КНОРУС, 2011. — 216 с. ISBN978-5-406-00232-2

        20.Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. — 2-е изд., прераб. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 83 с.: табл. — (Социальная защита) ISBN978-5-370-01784-1

        21.Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. — М., 2013г. ISBN5-16-000484-Х

        22.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 184 с. ISBN9785-16-003790-5

         23.Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными [Текст]:учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 160 с. ISBN978-5-7695-6834-3

          24.Социальная работа [Текст]: учебное пособие/ под общ.ред. Проф. В.И. Курбатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 480 с. ISBN5-222-03811-4

           25.Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 364с.ISBN978-5-394-00778-1

          26.Социальная работа с осужденными [Текст]: Учебное пособие. — М.: Издательство МГСУ, 2012. — 256 с. ISBN5-7139-0271-4

  1. Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Ди­вицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с..

          28.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 280с.

Дополнительные источники:

1.Филатова И.Ю. Уголовное право: учебное пособие для специальности 39.02.01 «Социальная работа». – Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2008. – 76 с.